УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Самарской области
от 27.10.2011 №684

КОНЦЕПЦИЯ

профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в Самарской области

Общие положения

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783, профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в Самарской области (далее – профильное обучение) должно строиться с учетом запросов личности, общества и государства, а значит, обеспечивать базовый (минимальный) уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта общего образования всеми учащимися и давать им возможность выбора содержания образования и уровня его освоения.

Профильное обучение не подразумевает специального отбора учащихся при наличии у них аттестата об основном общем образовании.

Профиль обучения является ничем иным, как индивидуальной образовательной траекторией учащегося, построенной на основе его выбора из предложенной образовательным учреждением (сетью образовательных учреждений) номенклатуры учебных предметов (курсов) при условии изучения обязательных предметов как минимум на базовом уровне.

Профильное обучение должно выполнять компенсаторную функцию коррекции содержания среднего (полного) общего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению.

Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень освоения учащимися именно общего образования. Школа не должна подменять собой учреждения профессионального образования, а общее образование в 10-11 классах имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе.

Цели перехода к профильному обучению

 Основной целью профилизации обучения является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

В рамках профильного обучения должны быть сформированы основания для продолжения образования. Таким образом, результатами профильного обучения для учащегося будут являться:

освоение базового уровня (общеобразовательного минимума);

сформированность ключевых компетентностей;

умение делать выбор (умение анализировать мотивы выбора, анализировать внешние условия, прогнозировать и оценивать результаты выбора);

овладение знаниями, умениями, навыками расширенного или углубленного уровня по выбранным учащимся учебным предметам (систематическим курсам), а также освоение содержания выбранных учащимся элективных курсов.

 Организация профильного обучения

Профильное обучение учащихся, реализуемое с учетом их индивидуальных образовательных запросов, должно быть основано на выборе учащимся:

1) содержания образования из числа:

обязательных учебных предметов (курсов, дисциплин) по выбору, не  вошедших в перечень обязательных учебных предметов федерального компонента и предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся;

элективных курсов (краткосрочных тематических курсов, предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся);

учебных предметов (курсов, дисциплин) регионального компонента;

2) уровня сложности освоения содержания:

обязательных учебных предметов федерального компонента (русского языка, литературы, иностранного языка, математики, истории, обществознания, естествознания, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности);

обязательных учебных предметов (курсов, дисциплин) по выбору (географии, информатики и ИКТ, технологии, искусства (мировой художественной культуры), физики, химии, биологии, экономики, права и др.).

Учащимся предлагаются на выбор три уровня освоения содержания обязательных учебных предметов федерального компонента и обязательных учебных предметов по выбору:

базовый уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов федерального компонента на базовом уровне);

расширенный уровень (содержание программ обеспечивает формирование дополнительных к базовому уровню предметных знаний, умений и навыков в объеме меньшем, чем это предусмотрено для освоения учебных предметов федерального компонента на профильном уровне);

углубленный уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов федерального компонента в соответствии или с превышением объемов содержания и уровня сложности, предусмотренного для их освоения на профильном уровне).

Содержание программ учебных предметов федерального компонента на любом из вышеперечисленных уровней может иметь прикладную направленность, то есть быть расширено в сторону получения знаний, умений и навыков, необходимых для определенных сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина.

Образовательное учреждение предоставляет учащимся на выбор перечень элективных курсов по следующим направлениям:

социальные практики (профессиональные пробы);

предпрофессиональная подготовка (получение учащимися опыта реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений);

пропедевтика вузовских дисциплин (получение учащимися опыта изучения не только систематических курсов, но и специализированных дисциплин в рамках выбранного профиля);

углубленное изучение отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору;

общеразвивающие тренинги;

удовлетворение познавательных интересов, непосредственно не связанных с обязательным содержанием общего образования и социально-профессиональным самоопределением учащихся.

Элективные курсы являются тематическими и краткосрочными (от 17 до 51 часа) и должны быть реализованы в пределах одного полугодия.

Формирование учебного плана образовательного учреждения состоит из следующих этапов:

исследование запросов учащихся;

формирование модели учебного плана (на основе соотнесения запросов учащихся с количеством часов, предусмотренных учебным планом);

анализ ресурсов образовательного учреждения, обеспечивающих учебный план (кадровых, учебно-методических, материально-технических);

формирование (запрос в других образовательных учреждениях) недостающих для реализации модели учебного плана ресурсов, повторный анализ;

формирование учебного плана (ответственного предложения образовательного учреждения учащимся).

На основе учебного плана образовательного учреждения (номенклатуры выбора) учащийся формирует собственный профиль (индивидуальную образовательную траекторию) обучения.

Учащийся выбирает каждый обязательный учебный предмет на одном из предложенных уровней, обязательный учебный предмет по выбору, учебные предметы (курсы, дисциплины) регионального компонента.

Учащийся может выбрать от 0 до 4 часов (в неделю) элективных курсов, а по желанию еще 2 часа дополнительно (в неделю), если они предложены образовательным учреждением и предусмотрены программой дополнительного образования, а также организованы во второй половине дня. Аудиторная учебная нагрузка учащихся 10–11 классов не должна превышать предельно допустимых объемов (при 6-дневной учебной неделе 37 часов).

В том случае, если в результате выбора всех учащихся сформировались группы, число учащихся в которых превышает допустимые пределы, корректировка состава групп происходит в порядке, разработанном образовательным учреждением и указанном в положении о профильном обучении образовательного учреждения.

Перед началом каждого полугодия учащийся может выбрать новые элективные курсы или другой обязательный учебный предмет по выбору, а также изменить уровень освоения содержания указанных учебных предметов.

Изменение перечня выбранных учебных предметов (курсов) происходит в порядке, установленном образовательным учреждением. Учебная нагрузка учащегося по учебным предметам федерального и регионального компонентов должна оставаться неизменной (32 часа в неделю).

Таким образом, должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается учащийся, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории. Задача поддержки самоопределения учащегося должна решаться средствами педагогического сопровождения (педагогического консультирования). В процессе педагогического консультирования предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор.

Образовательное учреждение несет ответственность за качество образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимися, освоение ими базового минимума, формирование у них ключевых компетентностей, а учащиеся и их родители (законные представители) – за сделанный выбор.

 

 

 

вместе-300x268

 

85

 

содействие банер

 

объектив-18

 

 

 

 

 

 независимая оценка качества

 

res-center Ресурсный центр

EGE

fipi

GIA-2013

ege-gia

 

Ministerstvonauki

disk-klub

mod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcounter
340
461
1570
4134
52.91.185.49
6
6